Лексика и фразеология. Орфография. Культура речи
Лексика и фразеология. Орфография. Культура речиЛексика. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы Лексикология изучает словарный состав языка. Слово – это основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий для наименования предметов, явлений, действий, признаков, количеств, состояний и т.д. Совокупность всех слов русского языка образует его словарный состав. Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определёнными явлениями действительности. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными (запах цветов, приятный запах), а слова, имеющие два и более лексических значений, называются многозначными (рукав платья, рукав реки, пожарный рукав). Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Переносное значение – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого (лента в волосах, лента транспортёра, лента дороги). От многозначных слов следует отличать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (запереть на ключ, вода бьёт ключом, скрипичный ключ). Существуют различные разновидности омонимов: - лексические омонимы (косить траву косой – девичья коса);
- омоформы (мой руки – мой пиджак);
- омофоны (леса – лиса);
- омографы (мУка – мукА).
Синонимы – это слова одной части речи, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию и написанию (культурный – цивилизованный – развитой). Несколько слов синонимов образуют синонимический ряд, в котором слова различаются оттенками лексического значения (смотреть, глядеть – нейтральное, взирать – книжное, зырить – просторечное). Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, имеющие противоположное лексическое значение (верхний – нижний, правда – ложь). Антонимы лежат в основе антитезы (противопоставления). Паронимы – это однокоренные слова, как правило одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению (поступок – проступок, дождевой – дождливый, адресат – адресант, генеральный – генеральский). Группы слов по происхождению и употреблению По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские. Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь). Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция). Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело). Среди устаревших слов выделяют: - историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);
- архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).
Новые слова, возникшие в языке, называют неологизмами (кибернетика, алгоритм). Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головёнка (В.Маяковский)). По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший). К ограниченным в сфере употребления относятся: - диалектизмы – слова, употребляемые, жителями той или иной местности (бульба – картошка, бурак – свёкла).
- профессионализмы – слова, употребляемые, людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);
- жаргонизмы – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодёжный жаргон)).
Упражнение № 1 Укажите лексическое значение слов.
Озираться, олицетворение, рядиться, сотник, стан¬дартный, фортуна, чваниться, пенаты, незаурядный, миннезингер, кадриль. Упражнение № 2 Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.
Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, нанос¬ный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит. Упражнение № 3 Выпишите слова, употребленные в переносном значении.
Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, кве¬лый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства. Упражнение № 4 Подберите и запишите синонимы к данным словам.
Красивый, маленький, трудный, гуманный, быст¬рый, долгий, грязный, вкусный, бежать, понимать, удивляться. Упражнение № 5 Подберите к данным словам антонимы и сгруппируйте антонимические пары по частям речи.
Начало, счастливый, правый, погаснуть, потерять, широкий, сильный, далеко, мало, бедный. Упражнение № 6 Вставьте подходящие по смыслу антонимы.
1) Не было бы ... , да ... помогло. 2) Готовь сани ... , а телегу, … . 3) ... человека кормит, а ... портит. 4) Уче¬нье – … , а неученье – ... . 5) ... дело лучше ... безделья. 6) ... мир лучше ... ссоры. (Пословицы) Упражнение № 7 Составьте предложения с данными словосочетаниями.
Агрессивная рысь, перейти на рысь; мир в семье, весь мир; студеный ключ, ключ от двери; косить глаза¬ми, косить траву; эффектный наряд, наряд милиции; павлинье перо, перо авторучки. Упражнение № 8 Определите значение каждого из слов-паронимов, составьте с ними предложения.
Невежа – невежда, оклик – отклик, дипломат – дипломант, практик – практикант, опечатки – отпе¬чатки, швейцар – швейцарец, праздный – празднич¬ный, добрый – добротный, одеть – надеть, основать – обосновать. Упражнение № 9 Составьте словосочетания с прилагательными – паронимами:
Человек, талант (поэтический – поэтичный); сосед, интерес (скрытый – скрытный); совет, костюм (прак¬тичный – практический); мотив, характер (романтиче¬ский – романтичный). Упражнение № 10 В каждое из предложений вставьте одно из слов-паронимов. - Эта скульптура выполнена из (целого, цельного) куска мрамора.
- Он отличался (особым, особенным) даром предвиде¬ния.
- Имя героя комедии Д.И. Фонвизина символизиру¬ет образ (невежы, невежды).
- Статья в газете вызвала живой (отклик, оклик) читателей.
- Вид он имел всегда величественный и (царский, царственный).
Упражнение № 11 Подберите к каждому прилагательному существительное. В каких примерах можно использовать одно и то же существительное?
Бережный – бережливый, деловой – деловитый, классный – классовый, обидный – обидчивый, искус¬ный – искусственный, эффектный – эффективный, удивительный – удивленный. Упражнение № 12 В каком предложении вместо слова информатизация нужно употребить информация?
Внедрение информатизации необходимо во всех сферах жизни. Даже в сельских школах созданы классы компью¬терной информатизации. Чтение учебника дополняется информатизацией, почерпнутой из Интернета. Крупные города страны должны стать опорными пунктами для ускоренной информатизации. Фразеология Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (бить баклуши – бездельничать). С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок – из англ. яз., сальто-мортале – из итал. яз., медовый месяц – из франц. яз.). С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы: 1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня; 2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются: а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора). Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы – к разряду высоких, торжественных. Упражнение № 13 Укажите лексическое значение фразеологизмов.
Авгиевы конюшни – Строить на песке – Запретный плод – Опускать крылья – Кот наплакал – Валом валить – Не в своей тарелке – Зажать в кулак – Крутить хвостом – Переменить декорации – Упражнение № 14 Подберите фразеологизмы, которые имеют значения: - Мало.
- Притворяться несчастным.
- Прославиться, стать известным.
- Не думать о своей безопасности.
- Медлить, делать что-либо очень медленно.
- Выделяться отчетливо, ярко.
- В худшем случае.
- Чувствовать себя уверенно.
- Объективно, непредвзято.
- Много.
Слова для справок: невзирая на лица, не щадить живота, тянуть канитель, кот наплакал, проходить красной нитью, на худой конец, казанская сирота, войти в историю, как рыба в воде, непочатый край.
|
Вид ошибки |
Пример |
1. |
Слово употребляется в несвойственном ему значении |
Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию. |
2. |
Нарушение лексической сочетаемости слов |
Из её глаз беззвучно текли слёзы. |
3. |
Анахронизм (внеисторическое употребление слова) |
В светском обществе любили устраивать приёмы и другие тусовки. |
4. |
Тавтология (повторение однокоренных слов) |
Это характеризует характерные черты нашего времени. |
5. |
Смешение паронимов |
Ученик тоже соучастник учебного процесса. |
6. | Речевая избыточность (плеоназм) |
Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль. |
7. |
Речевая недостаточность |
Базаров – это яркий представитель. Он нигилист. |
Лексика. ОрфографияПриставки ПРЕ-, ПРИ-
Приставка ПРЕ- имеет следующие значения: 1) высшая или предельная степень качества, признака: пребольшой, прекрасный, премудрый; 2) синонимичность приставке ПЕРЕ-: преградить (перегородить), прервать (перервать), преломить (переломить).
Приставка ПРИ- обозначает: 1) присоединение, приближение, прибавление: приклеить, прилететь, прибавить, пристроить; 2) неполноту действия: присесть, приоткрыть, притворить; 3) пространственную близость: приморский, приусадебный; 4) доведение действия до конечного результата: приручить, пристрелить, приговорить; 5) совершение действия в чьих-либо интересах: присвоить, приберечь, приобрести, прикарманить.
Запомните: некоторые слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- различаются по значению. Сравните: предать (друга) – выдать (ср. предатель) придать (значение) – добавить претворить (в жизнь) – воплотить притворить (дверь) – прикрыть презирать (врага) – ненавидеть призреть (сироту) – приютить пребывать (в городе) – находиться прибыть (в город) – приехать преступить (закон) – нарушить приступить (к делу) – начать
Во многих случаях приставки ПРЕ-, ПРИ- тесно слились с корнем, их трудно выделить и установить значение.
Запомните: президент, президиум, прерогатива, претендент, примитив, привилегия, принципиальный, приоритет. Упражнение № 20 Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой ПРИ-, во вторую – с приставкой ПРЕ-.
Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений. Упражнение № 21 Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.
Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент. Упражнение № 22 Вставьте пропущенные буквы.
1. Понятна мне времен пр...вратность, не пр...кословлю, право, ей. 2. Никакие мольбы не могли пр...клонить его к отсрочке или уменьшению платежа. 3. Я решился пр...доставить все выгоды Грушницкому. 4. Есть камень пр...ткновения, который решительно не берет ни смычок, ни кисть, ни резец. 5. Все мальчики засмеялись и опять пр...умолкли на мгновение. 6. Девять дней хворал Иванушка, на десятый день пр...ставился. 7. Пр...имущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы пр...пятствовать. 8. Словно ребенок, я плескался в воде, пр...даваясь наивысшему наслаждению. 9. Наши детские выходки и пр...грешения он воспр...нимал очень остро. 10. Пока дошли до стана, знания Артемки пр...умножились во много раз.
Проверь себя
В каком ряду во всех словах пишется И?
1) пр…бывать в санатории, пр…в…легии, пр…нимать гостя, пр…спущенный флаг 2) непр…ступная крепость, пр…старелый пр…вратник, пр…зирать непр…ятеля 3) пр…зреть сироту, церковный пр…дел, пр…бывать к Пр…озерску 4) пр…дать форму, пр…нарядиться к пр…зентации, пр…ступисть к кр…пости, непр…ходящие ценности |
|
|
|
|
|
|
|
| |