Ирония судьбы, или С легким паром! (1975) смотреть онлайн


Пошли друзья в баню попариться, по традиции смыть с себя все плохое, чтобы встретить Новый Год чистыми, а «напарились» до такой степени (пивом и водкой), что отправили в Ленинград не того.

Так Андрей Мягков вместо Александра Ширвиндта «попал» в чужую, но точно такую же квартиру, на точно такой же улице, с точно такой же мебелью, где познакомился с чудесной женщиной и полюбил ее. А она полюбила его, бросив перспективного жениха.

Продолжительность: 185 мин.
Жанр: Комедия, Мелодрама, Драма, Семейный.
Страна: СССР.
Кинокомпании: Мосфильм.
Режиссер: Эльдар Рязанов.
Сценарий: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов … »
Оператор: Владимир Нахабцев.
Художник: Александр Борисов.
Композитор: Микаэл Таривердиев.
Костюмы: Ольга Кручинина, Юрий Рабинович … »

В ролях: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Лия Ахеджакова, Александр Белявский, Любовь Добржанская, Ольга Науменко, Готлиб Ронинсон, Эльдар Рязанов, Любовь Соколова, Валентина Талызина, Сергей Никитин, Алла Пугачева … »

















«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — двухсерийный художественный телефильм 1975 года режиссёра Эльдара Рязанова, впервые показанный 1 января 1976-го (уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей). Один из самых популярных советских фильмов. Шёл и в кинотеатрах (заниженный тираж в 295 копий, около 7 миллионов зрителей). Государственная премия СССР (1977).



Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром!, или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма). Пьеса написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему Советскому Союзу. Пьеса имеет одинаковый с фильмом сюжет.


В слове «исключительно» пропущена буква «Л»

Примечательные факты

* Польскую актрису Барбару Брыльску в фильме дублировала Валентина Талызина, однако это не указано в титрах. Ранее Талызина пробовалась на роль Нади Шевелёвой, но не была утверждена. Талызина играет также одну из заметных ролей в фильме, но талант актрисы создал у зрителя впечатление, что слышны два разных голоса, настолько различаются их интонации.



* Алла Пугачёва и Сергей Никитин, исполнившие песни за героев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова, не упомянуты в титрах фильма.



* На роль Нади Шевелёвой пробовались многие советские актрисы, в том числе и любимые Рязановым — Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева и др. Однако Рязанов посчитал эти пробы неудачными. После просмотра скандального (излишне эротического по советским понятиям) польского фильма «Анатомия любви», где главную женскую роль (Ева) исполнила красавица Барбара Брыльска, Рязанов принял решение пригласить Б. Брыльску на пробы «Иронии».



* На роль Ипполита был вначале утверждён Олег Басилашвили. Однако в дни съёмок скончался его отец, а затем ушёл из жизни артист Большого драматического театра Ефим Копелян, в связи с чем Басилашвили не смог приехать на съёмки. В связи с этим в начале марта Рязанов попросил сыграть эту роль Юрия Яковлева.



* Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.



* В качестве типового дома по адресу 3-я улица Строителей, 25, в фильме снят панельный дом, расположенный в Москве по адресу проспект Вернадского, 125. Однако, этот предположительно типовой дом построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. В 2003 году на стене дома была открыта мемориальная табличка.



Ошибки в фильме

* В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»). По некоторому мнению, это в действительности являлось не опечаткой, а некоторым приёмом, симулирующим несвязную и икающую пьяную речь. На икание здесь явно намекает буква «и» перед словом «искючительно».



* Когда Павел приходит в гости к Жене, мама Жени дважды забирает у Павла бутылку шампанского.
* В сцене, когда Женя в своей квартире дурачится над столом в присутствии своей мамы, у неё на плече висит полотенце. В следующем кадре оно исчезает, затем появляется снова.



* C 1970 года на внутренних авиалиниях был введён паспортный контроль, поэтому Лукашин не мог сесть в самолёт по чужому билету. Кроме того, человека в таком состоянии просто не пустили бы в самолёт. Этот ляп объясняется тем, что пьеса-первоисточник была написана до нововведения.
*В Пулковском аэропорту пассажир (Готлиб Ронинсон), услышав сообщение о задержке его рейса в Красноярск, сокрушается, что теперь он Новый год в лучшем случае встретит в кресле самолёта, в воздухе. Но в тот момент Новый год в Красноярске уже наступил. Разница с Ленинградом 4 часа. Между тем до Красноярска и так лететь гораздо дольше 2 часов 50 минут, по его же словам, оставшихся до полуночи. Новый год он в любом случае встретил бы в кресле. А для того, чтобы встретить Новый год в Красноярске, пассажир должен был вылететь не позднее 16:00.



* Женя улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, из которого рейсов в Ленинград тогда не было, на самолете Ту-134, которые летали по этому маршруту в тот год только из Внуково, и рейсом номер 392, который выполнялся из Йошкар-Олы в Москву. В СССР номера рейсов из Москвы были нечётными.
* Когда Женя летит в Ленинград, в небе показан самолёт Ту-134, салон — Ту-114.



* Открывая дверь в квартиру Нади, Женя держит ключ в левой руке, а портфель в правой. После того как Женя зашел в квартиру, вещи в его руках меняются местами.
* Вернувшись домой, Надя снимает со шкафа платье и несёт его в зал на вешалке. В следующем кадре вешалка отсутствует.



* Когда Женя показывает Наде паспорт с пропиской, и она берёт его в руки — крупно показано, что она читает паспорт, держа его вверх ногами.
*Женя прилетает в Ленинград в 21:10. В доме Нади он появляется в 22:30, потратив на дорогу 1 час 20 минут. Надя приходит домой в 22:45. Жене удалось вздремнуть всего 15 минут. В совершенно пьяном виде он уходит от Нади позже 11 часов; а когда встречает с ней Новый год и пьёт шампанское, то производит впечатление совершенно трезвого человека. В реальности для этого понадобилось бы не меньше полусуток.



* Ипполит приезжает к Наде и ставит свои «Жигули» перед домом. Когда он идёт к подъезду, хорошо видно месторасположение машины по отношении к крыльцу (машина загораживает собой половину прохода к ступеням крыльца), и заметно наличие на ней слева сзади длинной антенны. Однако, когда Ипполит в гневе выбегает из подъезда и садится в машину — заметно, что, видимо, хулиганы не только сняли с машины антенну, но и из вредности передвинули машину минимум на пару метров вперёд: теперь машина полностью загораживает проход к ступеням крыльца.



* Ипполит заходит в подъезд, снимая перчатки. Идя к лифту, он снимает перчатки ещё раз.
* Удивительно, что Надя и Ипполит дарят друг другу новогодние подарки не с приходом Нового года, как принято, а сразу же.



* После этого Надя произносит: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье!» Кому как не ей, учителю русского языка и литературы, знать, что правильно нужно говорить в данном случае «надеть», а не «одеть».
* Странно, что и в Москве, и в Ленинграде, люди только поселились во «вчера» построенные дома, а уже телефон есть. Всем известно, что в советское время жители новостроек ждали телефон по 5, а то и по 10 лет.



* Когда Ипполит выбегает из подъезда и садится в машину, на заднем стекле «Жигулей» — толстый слой снега. В следующем же кадре сидящий за рулём Ипполит оглядывается и сквозь это же стекло видит бегущего за машиной Женю. Снега на стекле уже нет.



* В этой же сцене на сугробе можно заметить тень оператора на крыше едущего автомобиля Ипполита.
* Ленинградский номер телефона Нади — шестизначный (14-50-30). А номер аварийной лифтовой службы в подъезде — московский, семизначный (241-64-44). Семизначные телефонные номера в Ленинграде были введены в 1976 году.



* Хорошо заметно, что метёт метель и очень холодно, но на Исакиевском соборе снега нет. На самом деле, во время съёмок (февраль-март) снега не было, и улицы посыпали пенопластом и ватой.
* В сцене заноса на льду машина Ипполита бьётся об облицовку набережной, её разворачивает битым боком вперёд — и в кадре этот бок опять оказывается целым.



* На машину Ипполита грузовик высыпает снег. Неужели в новогоднюю ночь будет работать грузовик Спецтранса, чтобы убирать снег!
* Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее получил роль Ипполита и снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна и снег растаял.



* Надя садится в такси к одному шофёру, а когда выходит у Московского вокзала, шофёр уже другой. При этом сцена покупки билета снята в Центральном железнодорожном бюро обслуживания пассажиров на канале Грибоедова, 24 («кассы на Грибоедова»).



* Надя гуляет в предрассветной мгле по набережным Невы в районе Петропавловки, однако в некоторых кадрах за её спиной мелькает Москва (1-й Краснокурсантский проезд в районе Екатерининского дворца). Кроме того, маршрут ночной прогулки Нади по Ленинграду (Исаакиевская площадь, Петропавловка, Александринский театр) в реальности занял бы несколько часов. За спиной актрисы проезжает трамвай серии МТВ-82, в те времена типичный для Москвы, но не использовавшийся в Ленинграде. Тот же переулок и трамвай МТВ-82 видны и когда Ипполит выходит из телефона-автомата после первого звонка Наде.



* Во время звонков в дверь звуки звонка в каждой сцене разные.
* (Заблуждение). Когда Женя заказывает разговор с Москвой — телефонный аппарат зеленого цвета, позже он разговаривает по красному телефону. (Это не ляп - это паралельные телефоны, зелёный в прихожей, красный в гостиной).



*Надя гуляет по Ленинграду в предрассветной мгле, когда она возвращается домой, уже становится совсем светло, а после этого Женя успевает на первый самолёт в 7 утра, хотя в это время зимой ещё совсем темно. Кроме того, маршрут прогулки Нади «разбросан» практически по всему центру Ленинграда — от Исаакиевской площади до Петропавловской крепости и Александринского театра. В реальности на такую «прогулку» уйдет не меньше 5-6 часов.



Прочие факты

* В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская пятиэтажка. В Ленинграде (Санкт-Петербурге) 3-ей улицы Строителей не существовало никогда, зато существовала просто улица Строителей, находящаяся в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская.
* В начале фильма, когда Павлик едет к Жене, используется автобус ЛиАЗ-677, в то время очень популярная модель автобуса. В этом же самом автобусе (номерной знак «87-59 мна») Женя едет домой, вернувшись из Ленинграда в Москву.



* Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет «Соломенная шляпка» — фильм Леонида Квинихидзе, впервые показанный 31 декабря 1974 года, что определяет время действия «Иронии судьбы». Главные роли в «Соломенной шляпке» сыграли Андрей Миронов и Людмила Гурченко. Они же пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».



* В 1996 г. впервые на телевидении фильм был показан не в «новогоднее» время — он шёл весной в ретроспективе фильмов Э. Рязанова на канале ОРТ.
* 1 января 2010 г. во время утреннего показа по 1 каналу была показана односерийная версия фильма (купюры в основном за счет мелких реплик и диалогов, в частности, например, разговор Лукашина с Надей после неудачной попытки первого догнать автомобиль Ипполита).



Со временем фильм стал частью традиции проведения новогоднего вечера в бывшем Советском Союзе — этот фильм обязательно показывается в новогодние дни по одному из центральных телеканалов, а часто и по локальным телеканалам. Просмотр фильма стал одним из атрибутов Нового года.


Эльдар Рязанов, Барбара Брыльска и Андрей Мягков на вручении Государственных премий за фильм Ирония судьбы или с легким паром. Фото Игоря Зотина.