~° Глава XVII. Лекарственные средства и их применение °~
Раздел 3. ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ
Принято различать следующие виды лекарственной терапии.
1. Симптоматическая терапия -- т.е. направленная на устранение определенного
симптома заболевания, например, назначение противокашлевых средств при
бронхите.
2. Этиотропная терапия -- устранение причины заболевания, когда лекарственные
вещества уничтожают возбудителя болезни. Например, лечение инфекционных
болезней химиотерапевтическими средствами.
3. Патогенетическая терапия -- направлена на устранение механизма развития
заболевания. Например, применение болеутоляющих средств при травме, когда
болевой синдром влечет развитие опасного для жизни шока.
4. Заместительная терапия -- восстановление в организме дефицита естественных
веществ, образующихся в нем (гормоны, ферменты, витамины) и принимающих
участие в регуляции физиологических функций. Например, введение гормонального
препарата при выпадении функции соответствующей железы. Заместительная
терапия, не устраняя причины заболевания, может обеспечить жизнедеятельность в
течение многих лет. Так, препараты инсулина не влияют на выработку этого
гормона в поджелудочной железе, но при постоянном введении его больному
сахарным диабетом обеспечивают нормальный обмен углеводов в его организме.
Реакция организма на лекарственные вещества. Клетки организма реагируют на
воздействие различных лекарственных веществ очень однообразно. В принципе
изменение функций клетки под влиянием лекарств сводится либо к повышению
(возбуждению), либо к понижению (торможению) их деятельности. Например, с
помощью медикаментов можно легко повысить или понизить секрецию желудочных
желез и таким образом повлиять на пищеварение. Действие некоторых препаратов,
даже если их концентрация остается постоянной, с течением времени усиливается.
Это может зависить от их накопления в организме (например, стрихнина) или от
суммирования отдельных эффектов действия (например, этилового спирта), При
повторных введениях лекарства может повышаться чувствительность к нему
организма -- такое явление называется сенсибилизацией. Или наоборот
ослабляться -- наступает привыкание организма к повторному введению некоторых
лекарств (например, морфина, эфедрина).
Пал -- различия в чувствительности к лекарственным веществам у особей разного
пола невелика. В отдельных случаях экспериментально установлено, что женщины
более чувствительны, чем мужчины, к одним ядам, например, никотину, но более
устойчивы к алкоголю. Но надо иметь в виду, что при особых состояниях,
свойственных женскому организму, его чувствительность к некоторым веществам
может изменяться: во время менструации, беременности, лактации.
Вес тела -- в ряде случаев для большей точности дозировка лекарственных
веществ проводится из расчета на 1 кг веса тела.
Индивидуальная чувствительность -- чувствительность к лекарственным препаратам
у людей колеблется значительно. У некоторых она может быть повышена в очень
сильной степени. В таком случае говорят об идиосинкразии, в основе которой по
современным понятиям лежит врожденная недостаточность ферментов, проявляющаяся
аллергической реакцией (см. ниже. Осложнения лекарственного лечения).
Возраст -- чувствительность детей к лекарственным веществам подвержена
некоторым колебаниям. Например, дети более чувствительны к морфину, стрихнину,
менее к атропину, хинину, сердечным гликозидам. В зависимости от возраста
дозировка лекарственных средств соответственно изменяется.
Особое внимание надо обратить на ядовитые и сильнодействующие средства,
терапевтическая доза которых рассчитана для взрослых людей (25 лет). В
юношеском и детском возрасте ее уменьшают приблизительно так: в 18 лет -- 3/4
дозы для взрослых, в 14 лет -- 1/2, в 7 лет -- 1/3, в 6 лет -- 1/4, в 4 года
-- 1/6, в 2 года -- 1/8, в 1 год -- 1/12, до 1 года -- 1/24 -- 1/12 дозы для
взрослого. Высшие дозы уменьшаются до 3/4 и 1/2 также и для лиц старше 60 лет.
Значение питания -- во многих случаях при применении лекарственных веществ
необходима определенная диета, например, при лечении сахарного диабета
инсулином, привлечении некоторых отравлений и тд.
Следует учитывать и взаимодействие лекарств с пищевыми продуктами. Нельзя
запивать тетрациклин молоком или молочными продуктами из-за содержания в них
большого количества кальция, с ионами которого он взаимодействует. В то же
время такие препараты, как ацетилсалициловая кислота, бутадион, дифенин,
индометацин, метронидазол, соли железа, стероиды, фурадонин рекомендуется
запивать молоком для уменьшения их раздражающего влияния на слизистую оболочку
пищевого канала. Кальция хлорид, кальция глюконат легко образуют с уксусной,
щавелевой, угольной и жирными кислотами трудно растворимые комплексы,
выделяющиеся с калом. Поэтому такие препараты рекомендуется принимать за 40
минут до еды, а одну столовую ложку 10 % раствора кальция хлорида необходимо
растворить в 1/3 стакана воды для уменьшения его раздражающего влияния на
слизистую оболочку желудка. Желчь образует труднорастворимые комплексы с
такими антибиотиками как: полимиксин, неомицин, нистатин -- принимать их
следует за 30 минут до еды. Та же желчь способствует всасыванию
жирорастворимых лекарственных веществ. Это витамины, гормоны -- их принимают
наоборот после еды.
Взаимодействие лекарственных средств. Очень часто при том или ином заболевании
принимают не одно, а два, а то и больше различных лекарственных препаратов.
Необходимо знать механизм их действия. Лекарственные вещества могут
действовать в одном направлении, и тогда оказываемый ими эффект как бы
суммируется. Если принимаемые препараты действуют в противоположных
направлениях, такие случаи обозначают как антагонизм ("борьба" эффектов). В
медицинской практике одновременное назначение нескольких препаратов находит
все большее применение, так как такой комбинированный метод приводит к
усилению терапевтического лечения или ослаблению и предупреждению побочных
явлений и осложнений. Так, при лечении гипертонии одновременно применяют
сердечные сосудорасширяющие гликозиды и мочегонные средства, таким образом
комплексно воздействуя на различные звенья единой системы кровообращения.
Препараты влияют друг на друга на любом этапе прохождения через организм: при
всасывании, транспортной фазе, метаболизме (внутриклеточном обмене веществ),
выделении из организма.
Не рационально применять адсорбенты (алюминия гидроокись, алмагель, магния
сульфат) вместе с алкалоидами, гликозидами, ферментными препаратами,
красителями, антибиотиками. По физико-химическим свойствам не совместимы в
одном шприце бепзилненициллии с левомицетином, аминазином, генарином,
тетрациклином, витаминами группы В.
Пути введения лекарственных средств в организм.
Для достижения фармакологического эффекта лекарственные вещества необходимо
ввести в организм или нанести на его поверхность. Медикаменты вводят в
организм различными путями, причем каждый способ отличается своими
особенностями. Наибольшее практическое значение имеют следующие.
1. Внутрь через рот (энтерально) вводятся лекарственные препараты в форме
растворов, порошков, таблеток, капсул, пилюль. Введение через рот является
самым простым и удобным способом, однако нелишенным недостатков, так как
всасывание лекарства через кишечник в кровь не поддается точному
количественному учету, некоторые же лекарства разрушаются в кишечнике, а также
в печени, и, таким образом, теряют свою активность. Поэтому необходимо
соблюдать рекомендации врача по их приему (после или до еды, запивать молоком
или водой и тд.).
2. Применение лекарств под язык (сублингвально). Достоинства этого способа:
лекарственные вещества, не разлагаясь желудочным соком, быстро попадают в
системный кровоток, обеспечивая тем самым развитие нужного эффекта.
Недостатки: раздражение слизистой полости рта.
3. Введение в прямую кишку (ректальное). Позволяет избежать раздражающего
действия на желудок, а также использовать лекарства в случаях, когда затруднен
или не осуществим их прием через рот (тошнота, рвота, спазм или непроходимость
пищевода). Ректалыю вводят свечи и жидкости с помощью клизм.
4. Парэнтеральное (вне желудочно-кишечного тракта) применение лекарств:
различные варианты инъекций, ингаляции, электрофорез и поверхностное нанесение
их па кожу и слизистые оболочки. а) Инъекции внутривенные, впутриартериальные,
внутримышечные, подкожные. Достоинства: быстрое наступление эффекта, точность
терапевтической дозы, возможность введения веществ, которые не всасываются из
желудочно-кишечного тракта. Меры предосторожности: не вводить лекарства, пока
нет убеждения, что игла находится в вене. Попадание лекарственного вещества в
околовенозное пространство может вызвать сильное раздражение, вплоть До
некроза тканей. Опасным может быть случайное попадание иглы в другие
кровеносные сосуды. Некоторые препараты необходимо вводить медленно во
избежание тяжелых осложнений. Инъецирование не производится вблизи нервных
стволов, повреждение которых может вызвать сильные боли, иногда парезы мышц.
б) Ингаляции. Вдыханиелекарственных веществ в виде аэрозолей, газов и
порошков, быстро всасываются и оказывают местное и общее воздействие. в)
Поверхностное (наружное) применение-мази, примочки, присыпки, компрессы и т.д.
используют для получения местного эффекта. г) Электрофорез. Метод основан на
использовании гальванического тока для переноса и внедрения лекарственных
веществ с поверхности кожи в глубоко расположенные ткани.
Из организма лекарственные вещества и продукты их распада выводятся с калом,
мочой, меньшее значение имеет выделение с воздухом, потом, слюной и слезной
жидкостью.
Почки. Большинство лекарственных веществ выделяются почками независимо от
концентрации в крови путем фильтрации в клубочках.
Пищеварительный тракт. Этим путем как правило выделяются многие алкалоиды и
тяжелые металлы.
Кожа. Железы кожи способны выделять бром, йод, мышьяк и некоторые другие
вещества.
Дыхательные пути. Через них выделяются газообразные и летучие соединения.
Молочные железы. Возможность выделения лекарственных веществ этими железами
необходимо учитывать с двух точек зрения. Во-первых, этим можно
воспользоваться для введения лекарств в организм ребенка, но, с другой
стороны, отмеченный факт представляет опасность возможного отравления
вскармливаемого грудью ребенка.
|
|
|
|
|