~° Глава XIV. Детские болезни °~
Раздел 7. ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
От 7 до 11 лет значительно улучшается память, совершенствуется координация
движения, способность к обучению письму. С началом занятий в школе дети
проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто нарушается их режим
питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических,
сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число
тучных детей. Основной причиной смертности продолжает быть травматизм.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста
относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего -- в
среднем 145 см.
Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг,
11-летнего -- 37 кг.
Кожа и подкожная клетчатка. К 7 годам появляются большие скопления жировых
клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется
общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее
подвержен переохлаждениям и перегреваниям.
Мышечная система: сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается
очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа -- письмо, лепка.
Костная система. Процесс роста и образования костей не прекращается.
Протяженность работы сидя -- на уроках в школе, при выполнении домашних
заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная
клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К II
годам появляются различия в форме таза -- у девочек он более широкий, имеется
тенденция к расширению бедер.
Органы дыхания. К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани,
увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание
слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной
опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.
Сердечно-сосудистая система, средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается
со 100 до 80 ударов в ми нугу. Артериальное давление 11-летнего ребенка в
среднем -- 110/70 мм рт. ст.
Органы пищеварения. Пищеварительные железы хорошо развиты, активно
функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых.
Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.
Органы мочевыделения. Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает
суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-II лет-850
мл.
Иммунная система. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные
показатели практически соответствуют взрослым.
Эндокринная система. Заканчивается ее развитие, под действием гормонов
происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в
9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных
желез, в 10-11 лет -- набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У
мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.
Нервная система: расширяются аналитические возможности. Ребенок размышляет над
своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного
возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной
сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без
сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии
может сказаться на их психическом типе характера.
|
|
|
|
|