Современная версия древних энергетических практик


Современная версия древних энергетических практик 1-2 ч.

 

I. Энергетический подход в современном мире.

Наше время характеризуется высоким темпом внешних (эволюционных) изменений и, в связи с этим, высоким уровнем личной ответственности. Мы вынуждены брать на себя ответственность за каждый фрагмент своей жизни, каждое событие, каждую удачу или неудачу.
Но как реализовать эту ответственность? В прежние времена человек опирался на духовную традицию, затем на интеллект и науку. Сегодня эти старые опоры утрачены, а новые опоры, основанные на глубинном «безмолвном» знании (знании себя), еще не сформированы.
Вызов для современного человека в том, чтобы найти дорогу к этому глубинному внутреннему знанию, постепенно познавая себя через активную социальную жизнь. В этом знании содержатся ответы на все вопросы и решение всех внешних проблем.
 
Предлагаемые здесь энергетические технологии развития осознания представляют собой попытку найти эту дорогу. Направление возникло в процессе многолетней экспериментальной и тренинговой работы, осуществляемой нашей исследовательской группой. Мы опирались /1/ на моделирование духовных традиций, а также на идеи и разработки теории управления, кибернетики, психологии, современной физики и математики.
Главная особенность данного подхода состоит в том, что для решения проблем не требуются их содержательный анализ и дополнительные ресурсы. Управление внешним контекстом и событиями в нем осуществляется только через управление внутренним состоянием.
 
Существенно, что в данном подходе любая проблема – профессиональная или духовная – рассматривается как результат неадекватного состояния. Отсюда вытекает, что решение проблемы может быть получено не внешними усилиями, а через медитацию (т.е. внутренним усилием, меняющим состояние). Таким образом, точность внутреннего воздействия, восстанавливающего целостность энергии, является единственной гарантией решения любой задачи – как в бизнесе, так и в духовной жизни.
В этом состоит главное отличие данного подхода от многих других, где ставка делается на внешнюю активность.
 
Цель каждого приема в этом подходе – создание такого состояния сознания, в котором решение проблемы возникает спонтанно, как естественная реакция на проблемный контекст. Появление проблем, даже если эти проблемы носят объективный характер, рассматривается здесь как результат ошибок в способе восприятия и мышления. Действуя неточно, человек обнаруживает проблемы – подобно тому, как начинающий водитель видит проблемы там, где опытный шофер просто ведет машину. Другая особенность предлагаемых технологий касается обучения. Осваивать их необходимо в процессе проживания реальных жизненных сюжетов, черпая энергию из встречающихся трудностей и тупиков. Осуществление социальных (или деловых) проектов и личностное развитие рассматриваются как аспекты единого движения: осуществление социальных задач – это путь личностного развития в практиках; и наоборот, личностное развитие в практиках создает новые возможности для социальной активности.
 
Еще одна особенность состоит в том, что владеющий ими человек способен применять их самостоятельно, не обращаясь к консультантам, а опираясь только на собственную интуицию и внутреннюю силу. Эти методы доступны любому социально активному человеку, обладающему развитым интеллектом и волей.
 

2. Энергетическая природа человеческих проблем. Энергии инь, ян и ци.

Любая проблема в деловой или духовной жизни представляет собой распад целостной духовной энергии. В восточных традициях она называется энергией ци; проблема является следствием ее распада на составляющие инь и ян.
 
При появлении проблемы составляющие инь и ян могут переживаться последовательно и сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. К иньским эмоциям относятся состояния страха, тревоги, обиды, беспомощности, неуверенности, бессилия, безнадежности и т.д. К янским эмоциям относятся состояния гнева, раздражения, ярости, злорадства, торжества и т.д. Энергия ци переживается как ощущение покоя, уверенности, силы, спонтанности.
Обычно в каждый конкретный момент времени переживается одна из полярных энергий; другая в этот момент вытеснена в подсознание. Затем может произойти переворот, после которого осознанно переживается другая полярность.
 
Эти процессы хорошо описаны в китайской традиции, где с полярными энергиями янинь и связываются философские категории дух и материя. Полярным энергиям предшествует неполярная, целостная энергия ци, пребывая в которой дух и материя не отделены друг от друга и потому непрерывно обмениваются информацией.
В процессе распада информационный обмен между духом и материей прерывается, и возникают две полярные по смыслу устойчивые реальности, закрытые друг для друга. Одна из них находится в энергии инь, другая – в энергии ян. Это и есть рождение проблемы.
 
Энергия инь в своем положительном значении (т.е. в состоянии взаимодействия с духом) проявляется в таких качествах, как постоянство, стабильность, восприимчивость, чувство внутренней опоры. В случае распада эти качества энергии инь вырождается в ригидность, медлительность, застревание, остановки, тревожность, неуверенность, страхи, отчаяние, безнадежность и другие подобные состояния.
 
Энергия ян в своем положительном значении (т.е. в состоянии взаимодействия с материей) проявляется как изменчивость, активность, воля, творчество, подвижность. В случае распада энергия ян проявляется как непостоянство, легкомыслие, поспешность, суета, директивность, давление, раздражительность, гневливость и т.д.
 
Энергия ци проявляется как состояние равновесия, в котором способность системы к активным изменениям (в ответ на внешние воздействия) уравновешивается процессами, ведущими к устойчивости и стабильности. Такая система способна к адекватному реагированию на любые внешние изменения и, вместе с тем, сохраняет стабильность при их отсутствии.
 
Субъективно (в индивидуальном человеческом опыте) энергия ци переживается как сочетание многих качеств: спокойствия, стабильности, выдержки, восприимчивости, высокой чувствительности, с одной стороны, и активного волевого творческого начала с другой стороны.
В случае распада энергии ци человек склонен к неадекватным реакциям на внешние воздействия: выдержка превращается в бездействие, восприимчивость в тревогу, обиду, страх, а активность становится неуместной и проявляется в виде суеты и агрессии.
 
Заметим, что чистое состояние активности, как проявление энергии ци, ведет к изменениям в системе. С другой стороны, энергия ци может проявляться и как качество стабильности, т.е. неизменности. Когда эти полярные качества - изменчивость и неизменность - проявлены одновременно, в системе может возникнуть противостояние (внутренний конфликт). Таким образом, конфликт оказывается потенциально заложенным в любой целостной системе. Сильный или длящийся внутренний конфликт сопровождается распадом энергии ци.
 
Итак, болезнь, конфликт, проблема – это состояние распада, где одна из составляющих состояния осознается, другая уходит в бессознательное: кажется неактуальной, подавляется либо скрывается; например, явный героизм на фоне подавленного страха. Эти две составляющих всегда разнозаряжены: активная (янская) - героизм, гнев, острая боль, лихорадка… - и пассивная (иньская) - страх, обида, слабость, тупая боль и т.д.
 
Соответственно, решение любой проблемы представляет собой своеобразный процесс аннигиляции этих двух типов энергии и, как результат, рождение нового качества энергии ци. Это может осуществляться через особым образом организованное духовное усилие, которое в данном подходе оформляется в виде практик, представляющих собой определенную комбинацию навыков концентрации и деконцентрации и специальных приемов работы с телом.
Распад энергии ци на компоненты инь и ян можно рассматривать как аналог распада фотона на электрон и позитрон:
 
 
Соответственно, процесс интеграции энергий инь и ян, в результате которого рождается энергия ци, рассматривается как аналог процесса аннигиляции электрона и позитрона, порождающей квант света:
 
 
Эта аналогия между явлениями физического и духовного планов не случайна, и имеет множество практических следствий. В частности, в данном подходе многие энергетические приемы и правила обращения с энергией получены /1, 2/ прямым переносом представлений современной физики, в том числе квантовой, в область психологических описаний.

Современная версия древних энергетических практик 3-4 ч.

3. Классификация практик

Современная версия древних энергетических практикВ различных духовных традициях существует большое многообразие практик трансформации внутреннего состояния или, что то же самое, трансформации энергии. Практики разных традиций, будучи культурально окрашенными, внешне не похожи друг на друга.
 
Здесь нас будут интересовать только базовые принципы, одинаковые для многих традиций. Являясь универсальными, они представляют собой своего рода аксиоматику. Конкретные практики cтроятся на основе этих принципов. Мы выразим эти принципы в виде особого набора правил внутреннего поведения, которое поддерживается упомянутыми практиками, являясь в то же время их источником.
 
В разных традициях базовые принципы и вытекающие из них правила внутреннего поведения предъявляются в форме метафор, философских или этических категорий, хотя в действительности в них закодированы закономерности эволюции внутреннего состояния (эволюции энергии). Здесь эти закономерности будут сформулированы в форме пошаговых технологий.
 
Мы будем исходить из идеи о том, что современный человек, зная базовые принципы, правила и технологии, может создать для себя особую, уникальную практику трансформации состояний, изоморфную тому, что с разной степенью проявленности заключено в любой традиции. Тогда личная ответственность каждого человека состоит в адаптации упомянутых правил и технологий к своим индивидуальным особенностям.
Для того, чтобы классифицировать практики, удобно исходить из модели тонких тел (см. рис. 1,2), принятой в традиции и породившей впоследствии различные многоуровневые модели в психологии (пирамида Маслоу, логические уровни в НЛП и т.д.).
 
 
 
Рис. 1. Модель тонких тел. Стрелками обозначены энергетические потоки, объединяющие разные уровни в замкнутую систему.
 
В традиции, помимо физического тела, принято рассматривать «тела» ощущений, эмоций, мыслей, событий, ценностей и тело идентичности. В последнем, согласно традиции, заключено, бессмертное «я» и знание о миссии (обычно неосознанное).
 
 
Рис. 2. Модель тонких тел, принятая в традиции
 
Каждое вышележащее тело состоит из материи (энергии) более тонкого порядка, чем нижележащее. Интеллектуально познаваемыми и, следовательно, подлежащими словесному описанию, являются только те уровни, которые расположены ниже ментального тела. Другие тонкие тела, находящиеся выше ментального, содержат так называемое безмолвное знание, невыразимое на языке ментального тела. Это знание является более точным и объемным, чем все, что может быть выражено словами.
 
Каждому из тонких тел можно сопоставлять особый тип внутренней энергии. Под энергией здесь и ниже понимается набор тонких ощущений, сопутствующих различным видам деятельности. Под движением энергии следует понимать перераспределение тонких ощущений.
Можно, таким образом, говорить об эфирной энергии – энергии телесных ощущений и ощущений контакта с фрагментами внешней реальности; об астральной энергии – энергии ощущений, стоящих за эмоциональными переживаниями; ментальной энергии – энергии ощущений, стоящих за словами и убеждениями, и т.д. Например, произнося фразу «Я должен быть успешным», многие ощущают легкое напряжение в области ключиц, горла, плеч, затылка, а иногда и в нижней части тела. Эти ощущения представляют собой проявление энергии, заключенной в данном высказывании. Нетрудно убедится, что любое высказывание сопровождается определенным набором ощущений.
 
Аналогичным образом переживается астральная энергия: при воспоминании о сильном эмоциональном переживании, например, в конфликте, можно заметить тонкие ощущения в груди, горле или солнечном сплетении. Такой набор ощущений уникален для каждого человека так же, как уникальны реакции человека на любое внешнее событие.
 
Эфирная энергия проявляется в ощущениях усталости, болезненной симптоматики или телесного комфорта.
Существенно, что ощущения эфирного уровня могут быть в десятки раз сильнее ощущений астрального уровня, в то время как последние могут быть в десятки раз сильнее ощущений ментального, и т.д. Таким образом, сила ощущения тем меньше, чем выше его уровень.
 
Заметим, однако, что значимость, тяжесть и временная протяженность переживания, наоборот, возрастают. Например, тупик в бизнесе (каузальное тело) может сопровождаться достаточно тонкими телесными ощущениями, если не принимать во внимание сопутствующие ощущения ментального и астрального уровней. Однако переживается он тяжелее, чем эмоциональный конфликт или дефицит информации (проблемы астрального или ментального тел), а ценностные переживания (осуществление или потеря мечты, большого проекта, семьи, любви и т.д.) намного тяжелее, чем тупик в бизнесе. По этой причине физическая боль, даже сильная (эфирный уровень), забывается мгновенно, в то время как страх перед ней (астральный уровень) может оставаться надолго.
 
Таким образом, мы имеем два параметра, характеризующих энергию. Назовем первый из них интенсивностью, а второй – глубиной. Если сравнивать эти параметры с характеристиками волновых процессов, то первый из них аналогичен амплитуде волны, а второй – ее частоте. С ростом уровня интенсивность («амплитуда») обычно уменьшается, а глубина («частота») возрастает. Высоким частотам соответствует большая информационная емкость, поэтому глубокие переживания и проблемы, как правило, оказываются более значимыми и трудноразрешимыми, чем сильные.
Из сказанного ясно, что каждая проблема человеческой жизни принадлежит одному из тонких тел. Отсюда вытекает следующая классификация проблем.
  • Проблемы физического и эфирного тел проявляются в виде заболеваний и соответствующей симптоматики, а также всевозможных ощущений дискомфорта и усталости.
  • К проблемам астрального и ментального тел относятся эмоциональные конфликты, проблемы выбора, понимания, планирования.
  • Следующий уровень проблем (каузальное тело) – это тупики в деловых, социальных и личных проектах, суета, спешка, неудачливость.
  • Проблемы ценностного уровня касаются стратегически важных решений, планов и выборов, имеющих отдаленные последствия: выбор профессии, бизнеса, создание семьи и т.д.
Каждой из проблем соответствует определенный набор телесных ощущений, которые в данном подходе рассматриваются как проявления энергетических искажений в деятельности определенного тонкого тела, а работа с проблемой представляет собой работу с энергией, направленную на восстановление энергетического равновесия.
 
Проблема каждого уровня решается здесь с помощью особой медитации, называемой трансформацией энергии данного уровня. Тогда можно говорить о трансформации эфирной энергии, трансформации астральной (эмоциональной) энергии, ментальной энергии и т.д., причем процесс, в ходе которого энергия трансформируется, представляет собой (по определению) медитацию соответствующего тела. Мы получаем, таким образом, классификацию трансформационных практик. Каждый из полученных типов трансформации представлен в данном подходе в виде отдельной технологии. Ниже приведены примеры.
 
С другой стороны, если мы возьмем любую проблему, то обнаружим, что она представлена одновременно во всех тонких телах. Предположим, человек находится в событийном тупике. Тогда у него возникает, в соответствии с его картиной мира, определенный набор горестных мыслей (ментальный тупик), негативных эмоций (астральный тупик), плохое самочувствие (эфирный тупик). В физическом теле такому тупику, как правило, соответствует мышечный спазм (блок), характерный для данного фрагмента картины мира. Во многих случаях хронический мышечный спазм становится источником хронического заболевания, развивающегося постепенно, в течение многих лет.
 

4. Об универсальном принципе трансформации энергии. Принцип усиления. Принятие страдания как энергетическая практика.

Для решения такой многоуровневой проблемы можно использовать медитацию одного из тонких тел. Под медитацией тонкого тела мы понимаем осознанную трансформацию энергии данного тонкого тела. Длительное и регулярное выполнение такой медитации постепенно нормализует процессы и в других тонких телах. На это, однако, требуется длительное время – иногда месяцы и годы. Именно так принято поступать в традиции.
 
В нашем подходе разработана единая практика, в которую включены медитации всех уровней (тонких тел), включая работу с мышечным блоком. Они осуществляются одновременно и синхронно, хотя одна из них (в зависимости от типа проблемы) акцентирована. Многоуровневость процесса существенно усиливает эффективность работы и ускоряет решение проблемы. В результате многие проблемы могут быть решены в течение одной медитации. Личностные изменения также существенно ускоряются по сравнению с принятыми в традиции темпами.
 
В принятой здесь семиуровневой модели тонких тел можно рассматривать семь типов медитаций, каждый из которых относится к определенному тонкому телу. В действительности имеется порядка десяти базовых медитаций и еще несколько десятков вспомогательных медитативных процессов, так что каждый из практикующих может подобрать для себя наиболее удобную комбинацию базовых техник, входящих в вышеупомянутую единую практику.
 
Все медитации, о которых идет речь, строятся по единому закону. Ниже он рассматривается на примере двух простейших типов медитации: 1. медитации эфирного тела, или эфирной медитации (т.е. осознанной трансформации ощущений); 2. медитации астрального тела (т.е. осознанной трансформации эмоций). При всей их простоте эти медитации позволяют быстро устранять болевые симптомы и сильную эмоциональную захваченность. Более сложные проблемы решаются с помощью других медитаций, которые невозможно поместить в столь коротком тексте.
 
В каждой медитации участвуют два типа внимания: центральное и периферийное (концентрация и деконцентрация, соответственно). Объединенное (синхронное) использование деконцентрации и концентрации внимания – это то особое состояние, из которого можно управлять энергией. Назовем его состоянием осознанности. Технически оно достигается следующим образом:
1. Расслабить тело.
2. Расфокусировать внимание так, чтобы чувствовать все тело, от макушки до пальцев ног (деконцентрация).
3. Одновременно удерживать внимание на локальном ощущении – например, найти какую-то конкретную боль или ощущение дискомфорта в теле (концентрация).
Эти три шага необходимы в медитации любого тонкого тела. Состояние осознанности представляет собой обязательное условие для ее успешного осуществления, и должно поддерживаться на всем ее протяжении.
 
Эфирная медитация.
В случае эфирной медитации далее выполняются следующие шаги.
1. Вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию (например, фрагмент конфликта).
2. Определить свою эмоцию в данном фрагменте (например, раздражение).
3. Найти телесный (эфирный) дискомфорт, т.е. локальное ощущение, вызванное этой эмоцией, и захватить его в фокус концентрации. Если имеется несколько локальных ощущений, направить концентрацию на все ощущения одновременно.
Комментарий к третьему шагу:
Для успешного выполнения этого шага необходим высокий уровень чувствительности и осознания всех телесных зон одновременно. То и другое достигается в процессе деконцентрации.
4. Усиливать ощущение дискомфорта. Для этого продолжать расслабление тела, особенно в зонах дискомфорта, направить на эти зоны концентрацию и раскрывать тело навстречу ощущению дискомфорта. Здесь концентрация и деконцентрация работают синхронно.
 
После четвертого шага начинается быстрая эволюция ощущений. Локальное ощущение дискомфорта как бы меняет свои очертания в теле. Оно может расплываться, локализоваться еще больше, подниматься, опускаться, перемещаться по телу в разных направлениях – и, в конце концов, либо растворяется во всем теле, превратившись в приятное тепло или жар, либо «выходит за пределы» тела, оставив после себя чувство легкости или, наоборот, приятной наполненности. В этом случае можно говорить о том, что «негативная» эфирная энергия (или энергия проблемы) трансформируется в «позитивную» (энергию решения проблемы). Таким способом можно работать с любыми дискомфортными ощущениями, включая сильную боль, сопровождающую симптомы острых заболеваний.
 
На протяжении всех шагов удерживается образ проблемы, т.е. ментальный уровень также включен в медитацию. Отношение к этому образу непрерывно меняется, пока выполняются шаги, и в конце процесса не только нет эмоции раздражения, но появляется глубинное знание о более конструктивных способах поведения и решения проблемы, а также необходимая для этого сила.
 
Астральная медитация (упрощенная версия, см. также / 1, 2 /). Принцип принятия страдания.
Первые шаги уже известны, это вход в медитацию: создать состояние осознанности, вспомнить ассоциированно проблемную ситуацию, определить эмоцию, продолжать расфокусировать внимание по всему телу и углублять расслабление в течение всей медитации.
Дальнейшие шаги:
  • Продолжая расслаблять тело, усиливать негативную эмоцию до максимально возможных пределов (при этом возникает впечатление, что она выходит за пределы тела и заполняет все пространство) и продолжать это усиление еще и еще, за пределы возможных границ. Часть внимания направлена на осознавание стоящих за эмоцией ощущений.
  • Начинать медитацию следует с иньской эмоции (страх, обида, уныние и т.д.). При этом могут течь слезы, но тело должно оставаться расслабленным – это возможно, если при страдании сохраняется осознанность и не допускается жалость к себе. Далее может последовать янская эмоция – например, гнев, которая также должна переживаться с расслабленным телом. Как слезы без внешних проявлений (при расслабленном теле), так и запредельная ярость без сжатых кулаков и стиснутых зубов переживаются как мощная энергетическая волна, освобождающая тело.
  • Обратить внимание на момент, когда негативная эмоция внезапно начинает трансформироваться. Она сменяется либо состоянием покоя и пониманием, что проблема решена, либо появлением противоположной эмоции. В первом случае медитация завершена; во втором случае она должна быть продолжена (см. ниже).
Комментарий ко второму и последующим шагам.
 
Процесс трансформации проблемной энергии сопровождается объединением инь-ян-пары в энергию ци. При этом осознанно переживается либо одна из полярностей, либо обе. В частности, в эфирной медитации ощущение дискомфорта (стадия инь) обычно сменяется ощущением повышенного комфорта (стадия ян), затем идет стадия выравнивания (ци), в процессе которой приходит решение проблемы. Иногда янская стадия настолько кратковременна, что не успевает осознаться. Аналогичная ситуация может возникать в астральной медитации: после осознанного проживания одной из эмоций может наступить стадия интеграции (это означает, что вторая стадия была кратковременной или не осознавалась). Гораздо чаще происходит переворот, когда переживаемая эмоция усиливается и внезапно исчезает, а вместо нее появляется полярная эмоция. В этом случае выполняется дополнительный шаг:
  • Усиливать противоположную эмоцию так же, как в начале процесса – расслабляя все тело; продолжать это до тех пор, пока не начнется стадия интеграции, которая сопровождается эмоционально нейтральным состоянием; (т.е. иньская и янская энергии интегрируются в целостную энергию ци). Обычно достаточно одного полного (инь-ян) цикла.
  • Иногда необходимо выполнить несколько циклов - повторяя эти перевороты (т.е. циклические переходы иньской и янской энергии) до тех пор, пока не возникнет нейтральное эмоциональное состояние.
  • На протяжении всего процесса удерживается проблемный образ. К концу процесса возникает эмоциональный покой, останавливается внутренний диалог, появляются конструктивное видение проблемного контекста (изменения в более тонких телах, создаваемые восходящим потоком из астрального тела) и комфортные ощущения в теле (изменения на эфирном плане, создаваемые нисходящим потоком из астрального тела).
Обе медитации – и эфирная и астральная – являются многоуровневыми; в каждой из них присутствует осознание, по крайней мере, трех уровней – эфирного, астрального и ментального. В процессе этих медитаций ощущения или эмоции меняются не только под воздействием концентрации, но также и под воздействием образа (ментальный уровень). И наоборот, отношение (ментальный и эмоциональный уровни) меняются под воздействием изменения в ощущениях (системная связь ощущений, эмоций и мыслеобразов).
 
Название «эфирная (или астральная) медитация» выделяет основной акцент концентрации, направленный на ощущения (или на эмоции), однако сам факт осознания образов в процессе этой медитации подразумевает, что часть концентрации направлена и на них.
Трансформация более тонких энергий – ментальной, каузальной и т.д. технически значительно сложнее /1/, и требует некоторой тренированности, при достижении которой развивается достаточный уровень концентрации и чувствительности (способности к деконцентрации).
 
Основной принцип, на котором строятся все подобные медитации – это принцип принятия и медитативного усиления стрессового переживания, создаваемого проблемой – вплоть до его полной трансформации. В эфирной медитации усиливается ощущение телесного дискомфорта или боли, в астральной – усиливается негативная эмоция. Принятие переживания достигается на шаге телесного расслабления, сопровождающего медитативное усиление дискомфорта.
 
В христианской традиции в этом случае говорят о принятии страдания. Фактически, обе приведенные выше медитации можно рассматривать как варианты технологии принятия страдания. Таким образом, принятие страдания представляет собой не столько этический принцип, сколько особую практику трансформации энергии. В рамках традиции верующий, следуя этому принципу, неосознанно (или осознанно) выполняет все необходимые шаги трансформации энергии и достигает необходимых результатов.
 
Этот принцип – открыто (т.е. расслабив тело) идти навстречу страданию, медитативно усиливая его – определяет структуру медитаций всех тонких планов.
Еще один важнейший принцип в трансформации энергии любого телесного уровня – никогда не отвлекаться на содержание эпизода, интересуясь лишь структурой практики и удерживая себя на каждом ее этапе до получения ожидаемого на этом этапе результата.

Современная версия древних энергетических практик 5-7 ч.

5. Телесно-ориентированные медитативные практики

Современная версия древних энергетических практикНисходящий поток на рис.1 заканчивается в физическом теле. Это означает, что, на каком бы уровне ни возникла проблема, она начинает опускаться по тонким телам (если только не решена сразу), порождая свои более плотные копии до тех пор, пока не материализуется как телесный (мышечный) спазм. Все искажения картины мира, порождающие проблему, постепенно опускаются в тело, создавая в нем уникальный (хронический) узор мышечных спазмов, - тех самых телесных блоков, с которыми работают массажисты. Таким образом, состояние тела можно рассматривать как материализацию картины мира. Все жесткие убеждения, эмоциональные предпочтения, характерные поведенческие реакции зафиксированы в структуре телесных блоков.
 
Технически это происходит следующим образом: каждый поступок или мысль (каузальный или ментальный уровни) в состоянии стресса сопровождается эмоциональной реакцией, за которой стоит эфирное ощущение. Последнее представляет собой множественные микроскопические напряжения мышц. Попадая в ситуации, типичные для своей картины мира, человек получает типичный набор подобных мышечных напряжений. В каждой такой типичной ситуации происходит своеобразная тренировка мышц – так, что постепенно эти напряжения становятся привычными и образуют хронические мышечные спазмы.
 
Таким образом, каждый телесный блок содержит память обо всех соответствующих расколах буддхиального плана, ошибках в профессиональной и личной деятельности (каузальный план), неточных и ошибочных мыслях и интеллектуальных тупиках (ментальный план) и эмоциональных конфликтах (астральный план).
Иначе говоря, любой телесный блок связан с некоторым глубинным стереотипом, проявляющимся на всех тонких планах. В данном подходе связь телесных блоков и конкретного глубинного стереотипа должна быть осознана с помощью специальной практики – практики выслеживания (см. ниже). Далее эта связь используется для решения профессиональных и личных проблем.
 
Проблема при этом рассматривается как результат неадекватного реагирования, вызванного данным стереотипом. Тогда решение проблемы может быть легко найдено после того, как будет изменен ответственный за нее стереотип. Соответствующий телесный блок является аккумулятором энергии, извлеченной из разных контекстов и периодов жизни.
 
С другой стороны, каждую проблему можно рассматривать как энергетическую несостоятельность человека. Энергетическое обеспечение деятельности любого тонкого тела поддерживается восходящим потоком на рис.1. Если физическое тело содержит много заблокированных зон, то такой поддерживающий поток искажен или ослаблен. Недостаток энергии проявляется как неосознаваемый страх и ограничения, и обусловлен тем, что энергия изъята из соответствующих контекстов (переживаемых как стресс) и периодов жизни и «заморожена» в данном блоке.
 
Таким образом, телесные блоки создаются неточностями картины мира и событийными или ментальными ошибками. Последние, в свою очередь, поддерживаются сложившейся структурой телесных блоков. Возникает замкнутый круг, типичный для целостной (кибернетической) системы и обеспечивающий ее стабильность. Для эффективного разрыва «порочного круга» необходимы уже упомянутые многоуровневые практики, в которых работа с картиной мира и с физическим телом проводится синхронно.
 
В дополнение к ним ниже приводятся две техники работы с телесными блоками. Работая с блоком и возвращая «замороженную» энергию в физическое тело и далее, в тонкие тела, мы меняем неэффективный стереотип. Как правило, после такой процедуры исходная проблема оказывается легко разрешимой.
Суть такой работы состоит в следующем. Сначала выслеживается зона тела, ответственная за данную проблему, и находится наиболее спазмированная мышца в этой зоне.
 
Далее проводится многоуровневая работа, в которой используются два дополнительных приема.
Первый из них – «раскрыть тело». Термин раскрыть тело означает, что, во-первых, выбранная зона должна быть максимально расслаблена, и во-вторых, что в ней нужно создать ощущение, будто ткани тела становятся проницаемыми или расходятся. У многих людей в таком состоянии возникает ощущение и визуальный образ потока патогенной энергии, выходящей из тела.
 
Второй прием – «расширить ощущение границ тела». Он состоит в создании ощущения, как будто границы физического тела отодвигаются, и окружающее пространство вместе с наполняющими его объектами становятся его частью.
 
Первая техника трансформации телесных блоков начинается с перечисленных выше шагов, к которым добавляются оба новых приема:
  1. создать состояние осознанности (концентрация и деконцентрация);
  2. создать образ проблемной ситуации;
  3. расширить ощущение границ тела до таких размеров, чтобы образ проблемной ситуации оказался внутри этой области;
  4. продолжая выполнять инструкции из предыдущих пунктов, раскрыть тело. После этого шага возникает ощущение потоков из проблемных зон тела. Проблемными мы называем те зоны, в которых при создании проблемного образа возникают дискомфортные ощущения. Эти потоки связываются с образом; можно убедиться, что если усилить образ (т.е. сделать его ярким, контрастным, цветным, четким, объемным, движущимся, звучащим и т.д.), то усиливаются и потоки. Далее выполняются следующие шаги:
  5. Найти мышечный блок в зоне ощущения. Сжать мышечный блок с такой силой, чтобы получить максимальную боль, которую можно выдерживать без потери контроля.
  6. Направить концентрацию на расслабление этой мышцы и тканей вокруг нее - усиливая, расширяя, как бы втягивая, расфокусируя боль.
  7. Продолжать удерживать образ и расслаблять мышцу. Направить концентрацию одновременно на образ и на ту область сжатой мышцы, где имеется отклик на образ. Одновременно расфокусировать внимание так, чтобы осознавались части тела, включающие данную мышцу и другие мышцы, в которых есть отклик на образ, а также ту область «расширенного» тела, где находится сам образ.
  8. Продолжать этот процесс до тех пор, пока боль и дискомфорт не превратятся в ощущения тепла и комфорта. Комфорт переживается в периферийном внимании – вокруг сжатой мышцы и в других, иногда достаточно далеких зонах тела.
  9. Продолжая выполнять все предыдущие шаги и удерживая концентрацию на образе, мы получаем одновременно два ощущения в одной зоне. Это ощущение тепла и комфорта, возникающих в процессе разблокировки, и одновременно ощущение дискомфорта, создаваемого образом проблемы. Эти два ощущения интенсивно взаимодействуют, если на них направлена концентрация, а вся эта область находится в зоне деконцентрации.
  10. Запрещается в этот момент обдумывать проблему. И периферийное, и центральное внимание целиком должны быть заняты удержанием контакта с ощущением и образом проблемы.
  11. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не начнется трансформация.
  12. Работу с проблемой можно считать завершенной, когда она перестает восприниматься как проблема. Приходит новое видение, которое либо заключает в себе решение, либо делает проблему неактуальной. Телесный блок при этом частично или полностью расслабляется и становится безболезненным.
Примечание: один и тот же телесный блок, как правило, заключает в себе память о множестве однотипно переживаемых (но разных по содержанию) проблем, поэтому работа по полной трансформации одного блока включает в себя множество сессий работы по трансформации проблем.
 
Во второй технике используются йогические асаны. Вначале (одновременно с асаной) выполняются первые четыре шага предыдущей техники. Затем добавляются следующие шаги:
  • Оставаясь в асане, осознать все зоны тела, где есть боль или дискомфорт.
  • Расслабить эти зоны, направить концентрацию в эти зоны; усиливать ощущение дискомфорта, расслабляя тело.
  • Раскрыть тело в этих зонах, продолжая расслаблять мышцы. В каждой из этих зон появляются ощущение и образ потока.
  • Создать образ проблемной ситуации. Определить, какая эмоция при этом возникает.
  • Раздвинуть ощущение границ тела так, чтобы образ проблемы оказался внутри. Осознать дополнительные зоны напряжения, вызываемого образом, и раскрыть их.
  • Стабилизировать состояние, продолжая раскрывать и расслаблять тело.
  • Оставаться в асане до полной интеграции состояния.
  • Перейти к следующей асане и повторить все шаги, работая с этим же образом, или взять образ следующей задачи.
Кроме работы с блоками и йогических асан, можно использовать множество других способов воздействия на физическое тело. Мы используем такие виды телесных воздействий, как сауна, контрастный душ, скипидарные ванны, бег, плавание, танцы, занятия на тренажерах, многие спа-процедуры. В частности, мы активно применяем парофитосауну (кедровую бочку), сочетая ее с йогой и массажем. Можно также использовать и другие традиционные телесные практики.
Техника трансформации во всех этих случаях состоит в выполнении первых четырех шагов первой техники на протяжении всей процедуры – до полной интеграции проблемного образа. В наших тренингах каждого практикующего сопровождает ассистент, который помогает ему расслаблять и раскрывать тело на протяжении всего процесса. Однако пройдя определенный период обучения, каждый может делать это самостоятельно.
 
Важно понимать, что во всех описанных телесных практиках в работу включены все уровни от физического тела до ментального. Благодаря восходящему потоку, постепенно включаются также каузальное и буддхиальное тела. Как только энергия достигает соответствующего плана, происходит полная перестройка данного фрагмента картины мира, так что не только данная проблемная ситуация, но и целый проблемный контекст начинает выглядеть совершенно иначе.
 

6. Синхронная медитация

Из описания эфирной и астральной медитаций видно, что в проблеме синхронно участвуют разные тонкие уровни. В описанных медитациях работа начинается с ментального и охватывает все нижележащие уровни.
 
Позитивные результаты медитации также проявляются на всех уровнях от ментального до физического. В частности, при таком способе действий гарантировано улучшение физического состояния, т.е. некоторое приближение к исцелению. С помощью многоуровневой медитации можно в течение одной сессии снять острое заболевание или обострение заболевания хронического. В таких случаях медитации должно предшествовать выслеживание симптома, т.е. осознание мысли и фрагмента картины мира, порождающих симптом.
 
Для того, чтобы получить запланированные изменения на более тонких уровнях, т.е. ликвидировать каузальный тупик или глубинные проблемы ценностного уровня, необходимы более тонкие медитации в сочетании с телесным воздействием. В частности, в результате осознанной каузальной медитации оптимизируется событийный поток. Эти практики технически значительно сложнее, и доступны только после длительных тренировок.
 
Уже говорилось о том, что в традиции принято «прорабатывать» каждое из тонких тел отдельно. На это тратятся годы – сначала на медитации физического и эфирного тел, потом астрального и т.д. В индийской традиции медитациям разных тонких тел соответствуют разные уровни йоги, в китайской традиции – разные уровни энергетических практик, которые передаются ученику постепенно. В христианской традиции разные формы молитвенных практик, ритуалов и таинств относятся к разным тонким планам (таинства относятся к наиболее тонким планам). Переходя к все более сложным практикам, ученик движется к мастерству.
 
Реализованный мастер, последовательно освоивший все стадии обучения, способен одновременно выполнять все практики; непрерывной практикой становится сама его жизнь. Каждое его действие является синхронной медитацией, в которой участвуют все тонкие тела одновременно.
 
Как правило, в традиции нет проявленной классификации, классификация существует «по умолчанию». Но в некоторых практиках акцент определенно ставится (также «по умолчанию») на конкретных тонких телах. Например, практика «випашьяна» в буддизме – в одном из ее распространенных сегодня вариантов – сопровождается трансформацией энергии эфирного и астрального тел. Как уже говорилось, достаточно отчетливо тонкие тела прослеживаются в йогической традиции. Так, хатха-йогу можно рассматривать как способ трансформации энергии, в основном, физического и эфирного тел; бхакти-йогу – как способ трансформации энергии астрального и буддхиального тел, джняна-йогу – ментального, раджа-йогу – ментального и буддхиального, карма-йогу – каузального тела.
 
В научной психологии (опять-таки «по умолчанию») для решения проблем разных логических уровней используются разные технологии и даже разные психологические направления. Приведенную выше систему тонких тел можно рассматривать как одну из возможных основ для классификации различных психологических технологий и направлений.
 
Естественно, что если практики, подобные описанным, становятся образом жизни и применяются ко многим эпизодам личной истории, позитивные изменения охватывают все большие контексты, что постепенно ведет к полному исцелению всех тонких тел.
 
В отличие от традиционно-психологического подхода, в данном подходе можно и не ставить конкретных задач – действуя так, как принято в традиции. Человек, движущийся в традиции, регулярно восстанавливает состояния веры и душевного покоя, что сопровождается постепенным накоплением мудрости и зрелости. Непрерывно практикуя синхронную медитацию и другие многоуровневые технологии, можно достичь того же результата. Попутно решаются конкретные задачи, возникающие при осуществлении социальных проектов.
 

7. Круг практик

Следующий принцип касается порядка использования основных практик. В предлагаемом подходе рассматриваются три основных практики: практика выслеживания себя, практика трансформации энергии проблемного состояния и практика неделания . Центральная из этих практик – практика трансформации – представлена в предыдущем разделе. Ее можно было бы также назвать практикой трансформации картины мира. Под картиной мира мы понимаем устойчивые стереотипы мышления, восприятия и событийных выборов (поведения). При выполнении центральной практики трансформируются стереотипы восприятия и поведения, ведущие к возникновению проблемы.
 
Выслеживание предназначено для осознания сути и истоков проблемы – к каким тонким планам она относится, как она в них проявляется, какова корреляция между разными ее проявлениями.
 
Трансформация предназначена для создания изменений, необходимых для решения проблемы.
 
Неделание порождает новые варианты поведения и действий, исключающих повторение проблемы (прекращение делания прежнего поведения).
 
Используя эти три практики в указанной здесь последовательности, можно решать жизненные проблемы и развиваться самостоятельно, не опираясь на какую-либо традицию (либо продвигаясь в любой из них), а также не прибегая к помощи внешнего учителя или консультанта. Эта последовательность («круг практик») позволяет естественным образом встроить практики в обыденную жизнь и сделать каждую из них максимально эффективной.
 
Круг практик отражает собой глубинную архетипическую структуру, которая явно или неявно присутствует во всех духовных традициях. В данном подходе выбрано описание этой структуры, связанное с троичным архетипом (творение – осуществление – разрушение, или рождение – зрелость – угасание, или, в индийской традиции – саттва – тамас – раджас).
 
Практика выслеживания. Объектами выслеживания могут быть конкретные проблемы – деловые или духовные – привычки, стереотипы неудачи или болезни (или наоборот, стереотипы эффективности и удачи), и многое другое.
 
Мы исходим из того, что опора и ведущие подсказки (знаки внешнего мира) содержатся прямо в событийном потоке, принадлежащем данному человеку. Именно поэтому такие подсказки не могут быть предложены внешним консультантом, живущим в собственных событийных потоках (если только он не является просветленным учителем). Таким образом, знанием о единственно верном способе решения проблемы владеет только ее носитель. Именно этот способ рождается в круге практик – и в значительной степени на этапе выслеживания.
 
В основе практики выслеживания лежит навык осознания тончайших телесных сигналов, понимаемых как внутреннее отражение знаков внешнего мира. Цель выслеживания – найти искаженный фрагмент картины мира и связанный с этим ошибочный поступок или ошибочную мысль, порождающие данную проблему.
 
Следует помнить, что каузальный план (событийный поток) находится выше ментального, т.е. достаточно близко к миссии, которая является источником глубинного знания о том, как данному человеку следует развиваться и жить.
 
Таким образом, событийный поток содержит более тонкое знание, чем любые ментальные конструкции, и это самый адекватный источник знания о миссии (из доступных человеку, не укорененному в традиции). Заметим, что восприятие событий есть более легкое занятие, чем осознание буддхиального плана непосредственно, и доступно почти каждому. Осознавать же напрямую глубинные мотивы и ценности, ведущие человека и составляющие содержание буддхиального тела, под силу только тому, кто прошел достаточно длительную подготовку (в том числе, в рамках практик, касающихся более плотных тел). Итак, практика выслеживания себя позволяет извлечь необходимое знание непосредственно из событийного потока.
 
Важнейшая часть этой практики состоит в восстановлении согласованного и адекватного восприятия проблемы разными тонкими телами. Обычно в ситуации стресса человек оказывается разбалансированным: эмоционально переживает одно (астральное тело), думает другое (ментальное тело), делает третье (каузальное тело), мечтает о четвертом (буддхиальное тело). Многие годами живут в таком состоянии, однако в норме между разными тонкими планами должна существовать согласованность, т.к. каждый из объектов данного тонкого плана порождает свои (более грубые) копии во всех нижележащих (более плотных) телах. Любая проблема, будучи повреждением одного из тонких тел, сразу или постепенно приводит (через создание более тонких и более плотных копий) к повреждению всех остальных, хотя осознается, как правило, только в одном.
 
Здесь и применяется практика выслеживания. Она позволяет осознать, как данная проблема, чем бы она ни являлась, представлена одновременно на всех тонких планах.
 
В частности (сверху вниз): любое событие порождает определенные мыслеформы и соответствующее эмоциональное переживание, затем телесное ощущение и, наконец, движение физического тела. Если поступок был неадекватным, то эмоциональное переживание негативно, а в теле появляется набор дискомфортных ощущений. Результатом выслеживания будет осознание всех этих ощущений и знание о том, какую часть поступка или мысли каждое из них представляет.
 
Наоборот (снизу вверх): если осознавание проблемы начинается с обнаружения дискомфорта в теле или симптома болезни, то, используя особые технические приемы, всегда можно восстановить неадекватные мысли, действия или глубинные ценностные расколы, которые привели к этому дискомфорту или обострению симптоматики. Применение этой техники требует определенной тренированности и высокой чувствительности.
 
Итак, выслеживание – это осознавание человеком всего комплекса тонких тел и чувствование вертикальных цепочек, имеющих начало и конец в одном теле, т.е. замкнутых круговым образом; например, в физическом: дискомфортное ощущение (стресс) – негативная эмоция – ошибочный выбор – поступок или событие – ошибочный вывод – новая негативная эмоция – симптом болезни (цепочка от физического тела к каузальному и назад к физическому). Между звеньями этой цепочки могут проживаться разные временные интервалы – минуты, часы, дни и даже более продолжительные периоды.
 
Еще одна, дополнительная, разновидность этой практики - выслеживание себя в личной истории.
 
Здесь подразумевается, что любая проблема и ее представленность на всех тонких планах формируется в течение длительного периода «тренировок», в которых происходит закрепление некоторого стереотипа – распада энергии Ци – проявляющегося в виде внешней проблемы.
 
Такие распады могут закладываться на самых ранних этапах личной эволюции, порождая характерные поведенческие стереотипы. В определенный период они могут быть спасительными для человека, помогая ребенку или подростку адаптироваться к окружающему миру. Дальнейшая «тренировка» этих стереотипов превращает их в ограничения, которые порождают объективные (внешние) трудности.
 
Целью выслеживания в личной истории является выяснение основных стрессовых моментов жизни, в которых формировались эти стереотипы; специальные технические приемы выслеживания часто позволяют восстановить цепочку таких моментов не только до самого раннего детства, но и до пренатального периода и более глубоких трансперсональных слоев. После выслеживания таких цепочек стрессовых впечатлений каждое из них должно быть подвергнуто трансформации.
 
***
Термин «выслеживание» подчеркивает отличие этой практики от обычного анализа. Анализ – это горизонтальная ментальная медитация, основанная на причинно-следственных связях в рамках некоторой аксиоматики, обычно неосознаваемой. Выслеживание же основано на чувствовании и является частью системного подхода, где нет причинно-следственных связей (все связи организованы круговым образом) и не может быть заданной извне аксиоматики.
***
Вторая практика – трансформация энергии, заключенной в выслеженных негативных стереотипах – позволяет превратить переживание любого тупика в силу для новых активных действий и создания новых, эффективных стереотипов.
 
Эта практика включает набор приемов трансформации энергии, вложенной в различные эпизоды личной истории, убеждения и глубинные страхи (в т.ч. трансперсональные). Другими словами, она осуществляет возврат «замороженных» еще в раннем детстве внутренних ресурсов.
 
Трансформация обычно выполняется за пределами событийного контекста, в спокойной обстановке (в традиции – во время молитвы или медитации и некоторых ритуалов). В толтекском мифе примерами таких практик являются практики перепросмотра и стирания личной истории.
***
В практике неделания создается новое, более адекватное, поведение, которое затем снова должно выслеживаться. Если новое поведение удовлетворяет всем необходимым критериям, то проблема считается решенной. Если же нет, то практикующий переходит во второй круг тех же практик, снова выслеживает и трансформирует то, что его не устраивает, затем снова идет в реальный контекст и т.д. Как правило, после двух-трех добросовестно пройденных кругов любая проблема оказывается полностью решенной.
 
Практику неделания можно буквально определить как прекращение делания того, что человек делает обычно; в этом случае он начинает делать что-то другое, постепенно создавая новую картину мира и новые стереотипы поведения.
 
Эта практика выполняется в событийном потоке, при каждом повторении проблемного контекста. Как уже сказано, ей предшествует дополнительный шаг – трансформация проблемных стереотипов реагирования, проходящих через всю личную историю и превращающих актуальные события в стресс.
 
При этом условии практика неделания становится настоящим творчеством: каждый акт неделания рождается непременно в результате внезапного импульса или в момент озарения, и представляет собой спонтанное (но осознаваемое) действие, возникшее в результате трансформации энергии проблемного поведения.
 
В итоге практикующий обретает способность находить уникальное решение или поведение в любой ситуации, а упомянутый выше круг практик может рассматриваться как пошаговая технология процесса творчества.
 
С помощью круга практик можно двигаться от события к событию, постоянно меняя себя и используя каждую жизненную трудность или задачу как точное указание на характер требуемых изменений и реальную опору для них.
 
***
Рассмотрим пример. Допустим, обнаружена конкретная жизненная проблема. Это может быть страх публичного выступления, трудность в принятии решения, частые обострения болезни и т.д.
 
Сначала применяется практика выслеживания. Это позволяет точно идентифицировать ограничивающий стереотип, ведущий к проблеме – проявленный во всех тонких телах и проложивший стандартный путь в стандартный тупик – после выслеживания уже понятно, какой именно.
 
Затем этот стереотип перерабатывается в практике трансформации. Тем самым возвращена вытесненная энергия и достигнута готовность к новому событию данного типа, в котором присутствуют примерно те же (или такие же), как и в прежних проблемных эпизодах, люди и обстоятельства. Именно в таком событии практикуется неделание.
 
После пройденной подготовки (трансформации прежнего стереотипа, т.е. всех его проявлений в разных тонких телах) практикующий приобретает новое состояние и новый взгляд на ситуацию. Теперь он непременно будет делать то, что неожиданно для всех – в том числе для него самого, проявляя максимально доступный на сегодняшний день уровень спонтанности и находчивости. Если он недостаточен, то выслеживаются и трансформируются оставшиеся ограничения, после чего жизнь приносит еще один новый эпизод того же типа, где можно вновь проверить себя.
 
Это повторяется вновь и вновь до тех пор, пока проблемный стереотип не исчезнет бесследно. В этот момент события подобного рода прекращаются, и человек оказывается в совершенно иных (более оптимальных) событийных потоках. Круг практик позволяет сделать такие явления закономерными, постоянно присутствующими в жизни.
 
Важно, что для освоения и использования круга практик необходимо активное участие в бизнесе, социальных или семейных проектах. Решение деловых, личных и духовных задач, таким образом, объединяется, что дает практикующему возможность достигать максимального уровня целостности и духовной силы.
 

Литература:

1. М.Пальчик. Квантовая модель эволюции личности. Новосибирск, 2007
2. М. Пальчик. Об интеграции эмоциональных переживаний. Вестник интегративной психологии. – Ярославль, 2004. Вып. 2. С.199-201.
 
Автор Марк Пальчик





Назад | Наверх


Полезная Информация
 |  Календарь  |  Мировая пресса  |  Вебкамера на МКС  |  Мировая статистика  |  Сейсмический монитор  |  Телевидение  |  Онлайн полеты самолётов  |  Гороскоп  |  Поздравления  |  Нетрадиционная медицина  |  Погода в городах Мира.  |  Иллюзии  |  Выживание
 |  Омоложение  |  Блог Артема Драгунова  |  Анимация, картинки  |  Улыбнись
 |  Лунный календарь  |  Заговоры  |  Астрология, гороскопы  |  100 лучших фильмов  |  Игры  |  Очищение  |  Фильмотека  | 






На главную Сделать стартовой Добавить в избранное Написать письмо